Звукописью называют такой фонетический прием, который усиливает выразительность речи, за счет разнообразных звуковых повторов и особых интонаций.
Используется в целях звукоподражания.
"...Чуть слышно, бесшумно шуршат камыши." К. Бальмонт.
Создает нужное эмоциональное впечатление.
И слышу я, как Пушкин вспоминает
все мелочи крылатые, оттенки
и отзвуки: "Я помню, - говорит, -
летучий снег, и Летний Сад, и лепет
Олениной...
В.Набоков "Петербург"
Передает ощущение движения, состояния.
Снег идет, густой-густой,
В ногу с ним, стопами теми,
В том же темпе, с ленью той
Или с той же быстротой,
Может быть, проходит время?
Б. Пастернак
О звукописи имели представление еще в Древней Индии. Теоретики древнеиндийской поэтики связывавали ее с преобладанием или отсутствием тех или иных звуков (плавных, шипящих и т.п.) в разных «стилях» поэзии.
Четыре основных приёма звукописи: повтор звука, повтор фонетически близких звуков, противопоставление фонетически контрастных звуков, разная организация последовательностей звуков и интонационных единств.
Велимир Хлебников, со свойственной ему глобализацией понятий и слов, расширяет и понятие звукописи. Если говоря о ней, мы соотносим ее прежде всего с музыкой, то он пытается звуками рисовать "на холсте соответствий".
*Из записных книжек Велимира Хлебникова*
Звукопись
Это род искусства - питательная среда, из которой можно вырастить дерево всемирного языка.
М - синий цвет, З - золотой,
Л - белый, слоновая кость, К - небесно-голубой,
Г - желтый, Н - нежно красный,
Б - красный, рдяный, П - черный с красным оттенком.
*
...Еще Маллармэ и Бодлер говорили о звуковых соответствиях слов и глазах, слуховых видений и звуков, у которых есть словарь.
В статье "Учитель и Ученик" семь лет назад я и дал кое-какое понимание этих соответствий.
Б или ярко красный цвет, а потому губы бобэоби, вээоми - синий и потому глаза синие, пииэо - черное. Неудевительно, что Топорков недоуменно смеялся, ... и смотрел на эти стихи, как дикий кавказский осел на паровоз, не понимая его смысла и значения.
<1914-1922>